14 сентября 2014 1746

«Яркие люди, цирк и Шардам». Дмитрий Борисов о том, "как вырастить Человека"

В своем новом материале «О том, как вырастить человека» учредитель проекта «Шардам» рассказывает о том, почему к ребенку нужно относится как взрослому, чем полезно проектное обучение и зачем давать детям возможность попробовать все, в чем они хотят принять участие.

Родители со всех концов света ломают голову, где и как наилучшим образом дать ребенку всестороннее образование. Чему учить? На что делать акцент? За что поощрять?.. По каким параметрам выбирать образовательное учреждение, студию или центр для детей, чтобы их обучение дало положительный результат, а не отрицательный опыт? - Ответы на подобные «загадки от Сфинкса» нашел Дмитрий Борисов, учредитель проекта "Шардам" :

Единственный способ не превращать образовательный процесс в издевательство или унижение — заинтересовывать ребенка тем предметом, который преподаешь. Нужно показывать, как стать успешным человеком в той или иной области. Это может быть физкультура, искусство, архитектура — что угодно. Здесь для меня примером выступает Евгений Асс, легендарный преподаватель МАРХИ, на семинарах которого я присутствовал в качестве эксперта по архитектуре кафе.

Заставлять детей выучить что-то бесполезно. В лучшем случае можно дать набор технических навыков. Это как научить технике секса, а про любовь, про чувства — не рассказать. Можно натаскать ребенка писать строчки в рифму, но это не даст понимания поэзии. Конечно, ремесло, навык важны и в поэзии, и в музыке, и в математике. Но зубрежка ради зубрежки ни к чему. Ужасно, когда заставляют заучивать любой предмет: математику, историю, географию. Их нужно не зубрить, а любить. Для этого, например, нужно понимать, что различие между гуманитарными и «точными» науками не так уж и велико: законы поэзии и математики, оказывается, родственны. Вот о чем надо рассказывать, вот что действительно увлекательно.

Еще важно, чтобы обучение имело проектный характер. Например, во многих изостудиях учат рисовать. А вот как закончить рисование выставкой, не рассказывают. Я не имею, конечно, в виду те рисунки, которые висят на стендах в фойе дворцов пионеров. Выставлять работы — отдельная профессия, но о ней тоже нужно рассказывать. Проектное обучение заключается в осознании некоторой цели, результата, достижением которого увлечен ребенок. Не так уж важно, что это за результат. В музыкальном образовании это конкурсы, но соревнование — не всегда лучший вариант. Ведь многие в них проигрывают, это может для ребенка обернуться лишними комплексами.

А еще нужно ребенку дать попробовать всего понемногу: кататься на коньках, лепить, играть на скрипке. Возможности для ребенка должны быть максимально разнообразны. И не нужно навязывать ребенку свою мечту: «моя дочь будет балериной». Ребенок попробует себя во многих сферах, «поймает» что-то свое. К счастью, сейчас все больше преподавателей приходят к схожим выводам. Для того, чтобы собрать их всех вместе организуется фестиваль «Яркие люди», где дети смогут в одном месте увидеть сразу много вариантов развития, много прекрасных студий и преподавателей. Для меня как для взрослого и для моей дочери  как для ребенка он, может быть, станет стимулом к обучению клоунаде или к новым путешествиям. Люди действительно должны быть яркими.

К ребенку нужно стараться относиться как человеку, как к взрослой личности, обладающей теми же правами, что и взрослые. Такое серьезное отношение к детям научит их понимать, что права предполагают и обязанности. Например, у ребенка есть мечта — играть в теннис. И нужно предоставить ему право в него играть. А если это увлечение серьезно, то ребенок сам, без принуждения со стороны, поймет, что нужно посвящать спорту много времени, усердно заниматься, соблюдать режим. Но ребенок сам должен это понять, без нажима.

 

Источник http://mn.ru

Фото: Валерия Коган

___ 0 / 0