10 сентября 2014 1716

Евгений Бунимович о самом главном образовании в жизни ребенка

К чему приводит стремление родителей добиться от детей высших художественных достижений: "Есть артисты, музыканты, художники, но нет слушателей и созерцателей." Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве рассказывает, почему ему не нравится словосочетание "дополнительное образование". Выступление состоялось на круглом столе, посвященном фестивалю "Яркие люди".

Самая большая проблема дополнительного образования в том, что оно названо «дополнительным». Места, где формируются важные сферы человеческой активности: досуг, а часто и будущая профессия ребенка, почему-то играют побочную роль. А в результате мы имеем пустые залы музеев и неокупаемые спектакли. Мы думаем, что нужно заниматься творчеством для результата, но нужно еще и воспитывать людей, способных этот результат оценить: есть артисты, музыканты, художники, но нет слушателей и созерцателей. Это государственная задача, с которой школа не справится в одиночку.

Образовательная система должна быть открытой.  Очень важно, чтобы в систему дополнительного образования постоянно приходили новые интересные специалисты. Хорошо если они имеют педагогическую квалификацию, но жесткие критерии отбора  можно будет вводить только тогда, когда на работу в этой сфере будет выстраиваться очередь ярких педагогов, и когда мы сможем создать все рабочие условия.

 Школы должны работать дольше.  Из 1600 школ в Москве примерно 10%  дают возможность детям оставаться внутри после уроков. А остальные работают в одну смену. Потом двери закрываются, свет выключается. А там без дела простаивают классы, спортивные и актовые залы. А почему бы детям не оставаться там до вечера? А почему бы во второй половине для не приходить в школу вместе с семьей? Зачем искать досуг на стороне, если есть хорошая привычная школа, в которую дети не загоняются палкой, а приходят в свободное время с удовольствием?

Нормативы должен устанавливать ребенок. Есть предусмотренное количество часов, больше которого с детьми заниматься нельзя, но есть и мой педагогический опыт, который говорит о совершенно обратном: нельзя себе представить, какая дикая нагрузка для ребенка - одно тоскливое занятие, и какое удовольствие - 5 интересных уроков! И если ребенок после нескольких часов напряженной работы способен гонять в футбол во дворе, значит, это и есть его норма. И важно все: и футбол, и интересные задачи по математике и брейк-данс.

К детям нужно подходить через те формы, которые они понимают. Пусть они катаются на доске по набережной, разрисовывают заборы баллончиком, танцуют -  это тоже образование, только на улице они сами себе учителя.

___ 0 / 0