18 сентября 2014 2230

«Сначала надо придумать историю…»

Интервью с организатором и вдохновителем мультстудии «Пальма» Анной Борисовной Сторожевой.
— Сейчас очень активно развиваются кружки детской мультипликации. Как Вы думаете, с чем это связано?
 

В первую очередь на это повлиял технический прогресс. Большое количество вновь и вновь выпускаемых компьютерных программ позволяют создавать мультфильмы даже дома. Спектр огромен – от флеш-анимации до 3d и прочего. Но чтобы получился хороший фильм, нужно познакомить детей с основами профессии, заинтересовать и увлечь очень непростым, кропотливым занятием. А для этого руководителю студии нужно быть хорошим педагогом, психологом, художником-мультипликатором и очень любить детей .Сегодня в Москве появилось огромное количество детских мультстудий, часто — это студии однодневки, они существуют 3-4 месяца и распадаются. Причина проста — занятия ведет хороший художник, но он не педагог, или у него нет плана ведения урока. У детей настоящая путаница в голове. В моде слово «аниматор». Сегодня любой клоун так себя называет. Вот ребенок и идет в анимационную студию играть с «аниматором», а там работа…, да какая тяжелая!

Любые образовательные проекты дают не только новые знания, но и формируют личность. Я надеюсь, что в ближайшее время всплеск интереса к подобным студиям пройдет, останутся только лучшие. В настоящий момент (по итогам городского фестиваля «Юные таланты Московии») нас только 9.

Для тех, кто решил снимать мультфильмы, очень важны занятия в студии. Лучшие программы для детей — в покадровой съемке. Ребенок самостоятельно изготавливает персонажа, рисует декорации и кадрово снимает с помощью фото или видеокамеры. Начинать надо с основ живого рисунка, лепки, аппликации, а не с фотошопа.

— Получается, компьютер оказывает негативное влияние на ребенка?

Я не против дозированного компьютера. Но важно, чтобы родители приобщали ребенка к технике постепенно. Фотошоп на ранней стадии никогда не заменит детям рисования красками, карандашами, пастелью, лепки из пластилина, занятий аппликацией и др. Нужно научиться строить композицию на листе бумаги, понять, что такое пропорции, ритм, движение. Юный мастер должен прочувствовать своего героя кончиками пальцев, это важно для развития мелкой моторики, и не секрет, что через нервные окончания пальцев в мозг поступает информация, необходимая для его дальнейшего формирования.

И только потом можно переходить к работе с компьютером.

— Создание мультфильма — сложный процесс, расскажите, как это происходит?

 Самое важное — хорошая история, затем сценический рассказ. Второй этап — раскадровка, Говоря просто — рассказ в картинках.

Рассказ разбивается на сцены. В такой раскадровке хорошо видно, где какая декорация и какого размера герой. Иногда одна и та же кукла может быть 3 или 4 размеров. В зависимости от плана. Крупный план — если только голову снимаем, общий — когда просматривается вся панорама и т.п. После того как слеплены герои, нарисованы декорации, снимаем сцены, согласно составленной раскадровке. Можно это делать и в разном порядке, начиная с конца.

В нашей студии есть 2 съемочные площадки. Можно снять макет — это будет предметная анимация, а можно все положить на плоскость — это плоскостная.

Процесс озвучания для ребенка очень важен. Юный режиссер сам организует кастинг среди своих друзей по мультцеху, приглашая на роли в свой мультфильм. С большим нетерпением ждут ребята таких приглашений.

Это престижно — значит, ты нравишься, что-то можешь сам!

Следующий этап – монтаж отснятого материала. Материалы маленьких детей мы монтируем сами. Но с 13 лет — это уже самостоятельная работа. На создание 3-4-х минутного фильма в среднем уходит учебный год, но бывают работы, которые изготавливались и полгода, и 2 года. У нас работает принцип наслоения знаний — сначала мы учим детей чему-то одному, даем время понять это и усвоить. Потом ребенок подрастает, и на базе полученных знаний мы учим его дальше.

— Какие самые большие затруднения ждут учеников на первоначальном этапе? Что детям сложней всего понять?

За последние 5 лет я столкнулась с проблемой неумения работать двумя руками. В процессе перекладки кукол ребенок использует одну руку, как при работе с мобильником или компьютерной мышкой. Психологи называют этот процесс нарушением пространственной ориентации. Таким образом, левая сторона мозга не дополучает информацию, а значит, хуже развивается. В течение 2-3 месяцев мы решаем эту проблему.

Еще одна проблема — плоскостное компьютерное изображение flash не позволяет ребенку правильно слепить объемную фигуру. Например, при лепки собаки 9-ти летний ребенок 4 лапы ставит в один ряд, совершенно не понимая, как это устроено в пространстве. С такими проблемами мы справляемся очень быстро.

— Ваши занятия важны для детей не только мультиками…

Да, очень важна работа в коллективе. Есть дети, которые в процессе работы над мультфильмом проявляют свои лидерские и организаторские способности. У ребят появляется представление о сложных процессах, они начинают разделять работу, помогая друг другу.

Но чаще всего в своих фильмах ребята решают психологические проблемы. Например, одна шестилетняя девочка сняла мультфильм про человека, который пошел ночью погулять и встретил привидение. Человек его испугался, а привидение крикнуло ему: «Что же ты меня боишься, я же доброе!». Этот фильм избавил девочку от страха темноты.

А другому мальчику мультфильм помог преодолеть конфликт с учительницей: он ее очень боялся, воспринимал все задания как наказание. Придя к нам на занятия, мальчик решил сделать мультфильм, в котором он наказывает эту учительницу. Они вместе идут в музей, на нее падает скелет, выливается вода. Вначале он не хотел ее жалеть, а потом передумал и вместо наказания подарил ей торт. Пережив этот конфликт в мультфильме, мальчик смог наладить отношения с учительницей, и они стали прекрасно общаться.

В нашем центре существует прекрасная традиция проведения детского кинофестиваля студии «Пальма». В этом году это будет уже седьмой фестиваль. Здесь все, как на настоящем фестивале: просмотр, подсчет голосов и, конечно, Гран-при, подарки и призы всем создателям, участвующим в фестивале.

Победа очень важна для ребенка. Она помогает ему поверить в себя, он начинает стремиться к дальнейшему самообразованию, и это положительно сказывается на его учебе в школе.

Я очень счастлива, что дети любят нашу студию. Для многих она второй дом. Приятно, что и те, кто выросли (а им уже более 20 лет), не забывают нас. Приходят на фестивали, пишут электронные письма, шлют смс со всех концов света (из Испании, Финляндии, Англии, Израиля, Германии и т.д.) и жалуются, что в США нет подобных студий.

— Какие у Вас любимые мультфильмы?

«Ежик в тумане» Норштейна, однозначно.

— А зарубежные фавориты у Вас есть?

Я не люблю зарубежные мультфильмы, особенно японские. Однако и отечественных «Смешариков» я бы не рекомендовала смотреть детям. «Смешарики» гениальны по сути, однако в них использованы цветовые гаммы (обычный рекламный трюк), способствующие зомбированию, привыканию к подобного рода картинкам (как легкий наркотик). Использование чересчур ярких цветов может негативно отразиться на детской психике. А некоторых маленьких детей просмотр таких мультфильмов делает более агрессивными.

 Мне бы очень хотелось, чтобы родители помнили о прекрасной отечественной мультипликации, почаще с детьми смотрели «Кота Леопольда», «Винни-пуха», «Чебурашку», «Фунтика» и «Бонифация». Ничего подобного в мире нет. Ведь это так важно — воспитывать детей в доброте и гармонии.

 

Беседовала Мария Фурман

Фотографии Тамары Корнильевой

___ 0 / 0